Агата Кристи
Триллер, ч I.
Несмотря на нападки отечественной критикующей прессы, братьев Рудольфовичей хочется похвалить.
Оценить состояние нашей сегодняшней рок-сцены (если не сказать - эстрады) можно одним словом - скучно. Скучно слушать стареющего - увы - БГ, самого себя копирующего уже «сплина»; скучно слушать Земфиру, которую, похоже, все восхваляют уже по некоей инерции...
Что касается наших героев, то их возвращения ждали. Ждали и дождались-таки. Многие разочаровались: мол, не сравнить с «Опиумом» или «Позорной звездой»... Но не нужно забывать, что группа превратилась из трио в дуэт, что неизбежно сказалось на аранжировках да и общем настрое, пожалуй.
И всё же, альбом получился больше, чем неплохой. Братья Самойловы сохранили только им присущую манеру вокальной подачи, ту, что делает их мгновенно узнаваемыми; Глеб Рудольфович, которому принадлежит авторство почти всех текстов, вновь выдал нам некие параноидальные секреты своей души, сдобрив их прозрачными намёками на грани фола. Конечно, слышать от тридцатилетних дядек фразы «...такая, типа. садо-мазо...» или «...хочется кого-нибудь порвать...» немного смешно, но простительно.
Вообще же нужно сказать, что Вадим и Глеб записали и спродюсировали этот альбом сами, без помощи каких - либо рекорд-лейблов. Помогать в «раскрутке» вызвался разве что Михаил Козырев. Конечно, растащить, что называется, на хиты пластинку сложно, тем не менее заглавный трек держался на вершине той же «Чартовой дюжины» несколько недель кряду, да и последний радио-сингл «Кто украл мою звезду» там побывал, что опять же доказывает, что уж фанаты - то «Агату» точно не забыли.
«Триллер» слушается гладко и ощущается работой в чём-то даже концептуальной. Может быть, пластинка эта и «с прибабахом», причём с немаленьким, но она радует и вселяет надежду на появление последующих чУдных и чуднЫх альбомов «Агаты».
===================================
Ретро-рецензия
"Коварство и Любовь" * * * * *
1989 год... немногие из тех, кто читает сейчас эту рецензию помнят это время. Некоторые, наверное, еще и не родились даже, да и мне тогда было всего лишь два года. Каким этот год был в истории? Важно ли нам это? Думаю, нет. По крайней мере сейчас. В данный момент нам важно то, что именно в 1989 году настоящим открытием т.н. "свердловского рока" станет уникальная команда - Агата Кристи.
"Коварство и Любовь" числится вторым альбомом в официальной дискографии Агаты, до него был еще "Второй фронт", а также несколько записей как под именем Агата Кристи, так и под ВИА РТФ УПИ. Тем не менее именно "КиЛ" более всего заслужтвает звания первого альбома той Агаты, которую мы знаем и любим сейчас. Почему?
Во-первых, все, что было до, было либо студенческой самодеятельностью (следует сказать, что данное словосочетание я использую без негативных коннотаций, так как к альбому "Голос", например, 1985 года я отношусь с исключительной теплотой и нежностью), либо подражанием модным западным формациям типа The Cure. Во-вторых, до 1989 года в группе не участвовал Глеб Самойлов, без которого Агата - не Агата.
Чем для меня ценен этот альбом и почему мною он любим едва ли не больше остальных?
Прежде всего, своей целостностью, или, как принято говорить - "концептом". На первый взгляд, все песни альбома абсолютно разные и ничего их вроде бы не объединяет: тут и опереточные "Viva Кальман!" и "Канкан"; "страшилки" "Инспектор По" и "Холодная любовь"; булгаковские аллюзии "Собачьего сердца" и "Аллергии"; "Праздник семьи" и "Сытая свинья" с их вроде бы социальным оттенком, а также совершенно потрясающая "декаденствующая" "Бэсса мэ...". Так что же может склеить кусочки головоломки в единую картинку?
"КиЛ" - это некое театрализованное представление, выраженное музыкой и словами. Это не спектакль, нет, спектакль у АК впереди - на альбоме "Майн Кайф?", а здесь скорее оперетта. Одновременно веселая и трагичная, смешная и страшная, правдивая и сказочно-романтичная - словом, такая, как все творчество Агаты Кристи в целом. Здесь, кстати, более ярко, чем во "Втором фронте" начинает выражаться тема смерти и любви, которая также станет впоследствии неотъемлимой частью АК, но пока она не перерастает в также любимую Агатой тему любви как войны, которая наиболее четко будет оформлена в "Позорной звезде" 1993 года и уже упоминавшейся мною пластинке "Майн Кайф?".
Именно в "КиЛ" зародились все те особенности Агаты Кристи, которые музыканты не потеряли до сих пор. Уникальнейший альбом, давший начало уникальнейшей группе нашей страны и нашего времени, светлый, поднимающий настроение всегда, вытаскивающий из депрессии. Неправы те, кто считает Агату мрачной группой для суицидально настроенных подростков. Если вы думаете так же - послушайте этот альбом. А также все последующие, даже тяжелый "Ураган": у АК всегда была и есть надежда и свет. Если когда-нибудь у меня появится возможность, я скажу Вадиму и Глебу большое и искреннее спасибо за все, что они делают и за "Коварство и Любовь" в отдельности. Они не создали ничего лучше. К сожалению или к счастью, я не знаю.
Итак, "Коварство и Любовь" - это одновременно и начало моей любимой Агаты Кристи, и конец какого-то пути музыкантов, ведь впереди у группы была совершенно другая жизнь с гастролями и популярностью, с трудностями "Декаданса" и ошеломляющим успехом "Позорной звезды" и "Опиума". Как говорит Вадим Самойлов, "Этот альбом был, наверное, самым безкорыстным - в смысле не озадаченным тем, что получится <...> дальше была уже задача не самоповториться, а здесь все было просто в легкую сделано <...>, на одном дыхании".
В самом начале я написала "ретро-рецензия", но ретро она только формально, исходя лишь из года записи, ведь ретро - это что-то такое, что уже умерло, а для меня эта музыка - навсегда. Она жива, она живая, она была, есть и будет.
=========================
Ретроспективная рецензия
«Позорная Звезда»/ «Майн Кайф?» * * * * */* * * *
Продолжая свои эксперименты в области написания рецензий, я решила сделать некий обзор. Первой мыслью было, конечно, сделать ретроспекцию всего творчества Агаты Кристи, но, здраво рассудив, что это будет слишком масштабным трудом, я решила ограничиться рассмотрением альбомов «Позорная Звезда» и «Майн Кайф?».
«Позорная звезда» - альбом знаковый для Агаты, именно этой пластинкой АК доказали свое право на существование в качестве музыкантов. Итак, о чем поведали нам братья Самойловы сотоварищи?
Прежде всего, в «ПЗ» ярче, чем во всех предыдущих и последующих альбомах АК выразилась тема любви как войны. Все знают строчки «Я на тебе как на войне, а на войне как на тебе». Но не все знают, что кроме песни «Как на войне» многие композиции «ПЗ» говорят нам о том же, более того – связываются в единое целое произведение с общей темой.
Открывается альбом песней «Айлавью», в котором нам сразу же дают понять, что любовь идет строевым шагом да под серыми знаменами. Армия готовится к бою. И вот мы уже «вступили на путь от любви до войны, мы срываем плоды и мы обречены». И вот уже «кровь падает на снег», и вот мы уже «вышли из игры, мы смертельно ранены», но все же «будем воевать», хотим воевать, а нас «завтра подберут или не найдут совсем» санитары, что бродят по лесам. Битва проиграна? А война?
Раны-то действительно оказались смертельны. «Я терпел, но сегодня я ухожу», нет сил продолжать, «окончен бой, зачах огонь, и не осталось ничего». Но. Мы-то живем, нам-то повезло. Назло!
Раны, полученные в боях, оказались смертельны для любви, но не для души и тела. Пусть мы проиграли битву или даже войну. Пусть тот, кто выиграл, улетает в рай, но мы-то тоже назло врагам будем там.
В «Позорной Звезде» есть свет и надежда, влитые в последнюю вещь «Я буду там», война окончена, но мы выжили. А вот с «Майн Кайф?» уже сложнее.
Начну с того, что «МК?», безусловно, не менее концептуален, чем «ПЗ». Более того, он продолжает тему любви как войны, но выводит ее на новый уровень, дает тему в развитии и закрывает ее.
С первого же прослушивания «Майн Кайф?» можно понять, что представляет он собой спектакль. Пьесу про смерть и про любовь. Заметьте, войны как таковой здесь уже практически нет. Первая же песня - «Пролог. Убитая любовь». Ни о каких боях и речи нет. Все уже свершилось. Даже в «Снайпере» война – где-то. Не здесь. Здесь у нас уже не то любовь, не то смерть.
Была война, где «четыре раза в плен попал, четыре жизни потерял, четыре раза душу вымазал в огне» («Четыре слова»). Были вальсы со смертью в военное время, и мы танцевали вальс, а смерть танцевала нас («Ein Zwei Drei Waltz»). Были те, которых убивали мы («Красная Шапочка», «На дне») и были те, которые убивали нас («Альрауне»).
Но в итоге сама любовь оказалась трупом. Причем при жизни она была только героиней пьесы, в которой оказалась слабее смерти.
В «Майн Кайф?», как я уже сказала, тема любви как войны закрывается. Все кончено, те, кто разыгрывал боевые действия, мертвы, как мертвы и зрители, и уже не ставится вопрос об излечении ран.
Все вроде бы ясно, все на своих местах, «Иуда в Аду, а Фауст в Раю»… ну а мы, мы на краю. Пока на краю.
На краю между чем и чем? По всей видимости, вновь между любовью и смертью, между чувствами и невозможностью их возникновения после всех войн, что прошли. Что выберет Агата – покажет «Триллер, часть первая».