Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Смерть и иллюзии.
Форум информационного портала «ГРОТ» > Курилка > Курилка
герр Михаэль
Эссе, отрывок из романа Анатолия Королева "Быть Босхом" (сканер):
Цитата
Сегодня я волен (вспоминая себя спустя тридцать лет) продолжить тогдашнее размышление о власти сочинительства над жизнью...
Вспомним для начала слова Оскара Уайльда: «Меня тошнит от голоса кукушки».
Так вот, если мысленно представить книгу в самом упрощенном виде, то мы увидим пространство текста. Внутри этого пространства читатель проживает жизнь героев текста, выключаясь на время из собственной судьбы. И чем сильнее произведение, тем глубже это погружение в чужое бытие. Так, перечитывая, например, «Войну и мир», я с головой погружаюсь в мир, который, по сути, вымышлен гением Толстого в формах возможной жизни. И я благодарен автору, который переносит меня в душу Наташи Ростовой или мозг Наполеона, который морщится складками мысли в черепе французского полководца в такт с шагом англизированного иноходца по дороге к Бородино.
Подрагивание левой наполеоновской ляжки на руде коня, подрагивание мозга в чаше бытия — вот два полюса моего мемуара.
Итак, текст — это замкнутый квадрат (или круг) иного бытия, куда читатель приходит, чтобы прожить хотя бы в воображении другую, не свою жизнь.
Эта схема, по сути, является аналогом храма, куда молящийся тоже входит в строго определенном месте и где внутри замкнутого пространства переживает встречу с божественным. И хотя книгу можно открыть в любом месте и так же в любом месте из нее выйти, суть дела не меняется — ив храме, и в книге ты переживаешь время, в котором
тебя почти нет.
Храм в истории человечества появился раньше книги и являлся первым прообразом текста с измененным течением времени.
Вот и нащупана формула — книга (или храм) — это отрезок времени, в котором твоя личность и твоя сущность удаляется. Можно сказать и более строго — это место, где ты переживаешь смерть самого себя.
И оказывается, наслаждение такой вот одухотворенной смертью — одно из самых волнующих наслаждений человека.
Вот почему именно книга стоит у истоков рода людского.
Грозный пылающий буквами текст.
Портативная церковь. Храм, свернутый свитком, в ковчеге.
А что из себя представляет, например, кинофильм?
В упрощенном виде перед нами — все тот же путь человека через силовое поле метаморфоз, визуальная молитва, где тебя опять практически нет.
Сила экранных чар в сотни раз превосходит силу книги, в темноте кинозала под парящим лучом кинопроектора иной человек проживает целую жизнь. Подчеркнем — не свою жизнь.
Это уже как наркотик. И переживается здесь не бытие, а чары бытия. Но это не вульгарное животное упоение плотью, а наслаждение временем. Смакование того отрезка бытия, который тебе отпущен от рождения. Смакование смертного часа. Именно часа, потому что линейное время сжимается силой услады в интенсивность мгновения, в точку.
Если вспомнить правило Оккама — «не умножай сущности сверх необходимого» — то и храм, и фильм, и книга, и театр, и музыкальное произведение, и все прочие виды искусства — это только отрезки наслаждения временем, в котором тебя нет (или почти нет).
Так, отсутствуя в книге ли, фильме ли, человек продлевает линию собственной жизни за счет иных жизней.
Есть один жутковатый опыт над крысой, к мозгу которой подключали электрод, вживленный в мозг грызуна, прямиком к центру удовольствий. Нажимая лапой педаль, крыса получала электрическую дозу оргазма.
Так вот она нажимала педаль тысячи и тысячи раз, отбегая едва ли на миг, чтобы напиться... пока не падала замертво.
Бич наркомании говорит о том, что в ситуации свободного выбора между жизнью без удовольствий в поте лица и наслаждением человек склоняется к удовольствию.
Появление мексиканских сериалов породило новый феномен существования — мягкую наркоманию мыльных опер. Миллионы домохозяек живут от серии к серии. Недавнее отключение московских программ на Украине ввело поклонников сериалов в состояние бунта.
В чем же смысл этой неистовой страсти?
Все в том же — не жить собственной жизнью. Мы желаем жить там! Не побираться в закоулках своей обыкновенной судьбы, не плутать в стареющем теле, а снова и снова проживать судьбу без себя, вне собственной участи, в молодом теле, в пространстве яркой любви.
И я не буду бросать камень в это желание отвергнуть себя ради сериала «Богатые тоже плачут». И у этой тяги есть святое право на жизнь, есть.
Моя милая матушка на мой вопрос — почему она плачет над богатыми куклами? Ответила — с бедными я плакать не хочу.
Вот гениальный секрет Голливуда, открытый милой мамой. Вот, читатель, тайна сладости небытия наяву, раскрытая дорогой мамочкой всего лишь тремя словами, царствие ей небесное... пишу я эти строки как раз в первую годовщину ее смерти, в ночь на среду 29 января 2003 года. Вот ключи от бездны в руке Ангела стоящего левой ногой на Синае, а правой на море напротив Патмоса.
К чему я клоню? А к тому, что виртуальное чудовище инобытия начинает всплывать со дна вселенной, чтобы проглотить людской род. Еще один век генетики или техногенетики, и человек сможет проживать жизнь на уровне чипа, подключенного
к виртуальной реальности. И уверяю вас, в этом развитии общества нет никакой бесчеловечности и дегуманизации. У человека появится возможность выбора трех вариантов бытия. Первый — жизнь внутри чужих судеб, хотя бы того же Наполеона, которым возможно будет стать этак на все его 52 года (исключая смерть от рака). Причем этот набор чужих судеб огромен: Рамсес, Элвис Пресли, Ганди, Мадонна...
Второй вариант — реальная судьба в режиме реального времени.
Эту участь выберут единицы, те святые, которые будут творить программное счастье для спящего миллиарда.
Может быть, это все дурной вымысел?
Но линия развития — храм, книга, фильм, сериал, компьютерная игра в шлеме с джойстиком — четко, ясно, бесстрастно и недвусмысленно рисует нам перспективу слияния человека с Текстом, сли¬пание с виртуальным продуктом, где идеалы воплощаются с гораздо большей легкостью (а кто сказал, что нужен только адский труд для достижения цели?) и совершенством, где добро торжествует, Золушка находит принца, а Родя Раскольников думает о каторге наказания. Если отличить ложную реальность от подлинной невозможно, человечество выберет ту реальность, которой сможет управлять без особых затрат.
И все же наиболее вероятен третий путь — смесь двух форм бытия — реальной и воображаемой. Симбиоз возможного и невозможного.
Судьбу кумира можно будет купить в магазине или заказать по Интернету, а скорее всего холодный хоботок инобытия будет доступен, как комнатный кран с водой, и плотность проживания чужой жизни может быть очень высокой — до сотни жизней за год, час, минуту... можно будет прожить жизнь звезды, эволюцию дерева или реальную
жизнь Христа и Будды. Миллионы верующих пилигримов устремятся на эти сайты бытия.
С точки зрения Блага такой мир вполне морален: ведь счастье каждого человека — цель цивилизации; счастье людей — радость Богов. Что дальше?
Вымысел окончательно отменит все бытие. Виртуальный праздник упразднит тип цивилизации живущих в реальном времени. Возникнет цивилизация свернутого типа размером с микрон. Мир абсолютно изменится. Скажем, человек-чип не будет нуждаться в пище, можно будет выпить пивка и закусить чизбургером с горячей картошкой на уровне импульса. И тотальная забота об охране окружающей среды сделает возможным именно такой путь еды, еды через энергетическое внушение. Земля без человека, который ест, станет шедевром экологии.
Так же через внушение можно будет совокупляться. Это будет и современно, и модно. Кроме того, такая похоть в духе оргий Калигулы будет для многих предпочтительнее. Обернувшись гепардом, можно будет пережить, например, и погоню за самкой, и вожделение зверя. Все сотворенное станет объектом для воплощений. Больше того, можно будет даже создать всеблагого Бога для этой частной вселенной, размер которой может быть совершенно микроскопическим. Мегаполис сможет уместиться в чашечке нарцисса над лужицей зеркала.
Такой мир может кому-то показаться райским кошмаром. Да и мне самому он кажется таковым. Но это ужас деревенщины начала прошлого века, который бы ужаснулся, узнав, что мир будет при¬надлежать миллионам автомобилистов.
Преимущества такой свернутой вокруг источника импульсов цивилизации налицо — компактность, неуязвимость для каких-нибудь злых марсиан, а формы коллективного разума такого рода клубка внушений трудно вообразить. Это воистину экзотика Соляриса, покрытого мыслящим океаном, где шторм — это страстное переживание геометрии Лобачевского или парадоксов теории относительности Эйнштейна. В ходе такой жизни будут сформированы новые духовные ценности, о сути которых можно только смутно догадываться.
Конечно, и такая цивилизация-крыса будет нуждаться в формах реального времени — нечто вроде выхода в открытый космос для починки солнечной батареи.
Тяжелый труд в обычном понимании станет величайшей ценностью.
Что дальше?
Пока мы говорили только о бесконечных точках входа в текст бытия. Но, увы, в схеме, которую мы заявили в начале, есть не только точка входа в текст, но и точка выхода из него. А она только одна-единственная на миллион включений.
Тут будут проблемы.
Отменить идею выхода, проигнорировать сам принцип прерывности пространства и времени невозможно. Следовательно, перед чип-обществом встанет реальная проблема — довериться ли смерти, а значит, неизвестности (или Богу) или выбрать бессмертие, где финиш уходит в даль дурной бесконечности.
Постепенно смерть станет самым острым блюдом бессмертного мира.
Сначала тех, кто выберет смерть, будет немного, как сегодняшних самоубийц. Но духовное развитие рода людского достигнет столь высокого уровня, что душ уходящих к небу и Богу, будет становиться все больше и больше.
Так, раввин предпочтет стать буквами в Торе, лама — ступой в колеснице Будды, а монах — лучом в нимбе Христа.
В конце концов человечество эльфов выберет смерть, то есть идеальное воплощение отсутствия.
Книга захлопнется.
Благодарной слезой мегаполис капнет из чашечки нарцисса в зеркало, и по воде разойдутся круги сожаления.
Кап...
«Ку-ку», — прокукукает канувший в небытие мир Оскара Уайльда.

обсуждаем
Existential Absurd
Не хотолесь бы углубляться в футурологические фантазирования по поводу проживания жизней в виртуальных мирах, тем более, что мысль эта не нова (боян). Хотелось бы о книгах и, в частности, о художественной литературе.
Не соглашусь со следующим моментом, который мне видится принципиальным:
Цитата
Вот и нащупана формула — книга (или храм) — это отрезок времени, в котором твоя личность и твоя сущность удаляется. Можно сказать и более строго — это место, где ты переживаешь смерть самого себя.

Нельзя упускать из виду, что помимо простого визуализирования внутри читаемого текста и примирение его на себя, происходит ещё и оценка развернувшихся перед внутренним взором событий с точки зрения личного опыта и сформированной ранее системы ценностей. Кто-то осуждает Родю Раскольникова, кто-то презирает Митрофанушку, кто-то восхищается образом Князя Серебряного. Как бы читатель глубоко не погружался в повествование, оно всёравно натягивается на его мировоззренческий каркас. Как бы он не симпатизировал какому-то персонажу, читатель всёравно обречён не любить его, если персонаж совершил что-то, что противоречит его внутренним установкам, или, хотя бы, оправдывать его поступок. Взять, скажем, Обломова, мне известны и сторонники обломовского образа жизни, так и ярые противники. Это уже личностное прочтение, через призму своих представлений.

По поводу, чем является для меня хорошая художественная литература, я как раз недавно задумывался, и позволю себе процитировать здесь себя же:

Как иногда становится горестно и тяжко, когда дочитываешь книгу, которая стала тебе как хороший знакомый, с которым приятно иной раз встретиться, задушевно поговорить, но видеться с ним каждый день было бы слишком докучливо. Книга, которую читаешь не ради того, чтобы поставить галочку в своём мысленном списке «важных дел», а для душевного удовольствия и успокоения. Увидишь невзначай эту книгу на полке, и просочится в мозг тоска по её героям, возникнет желание узнать, что же там случилось дальше, как если бы это были последние новости о твоих друзьях. Прочтёшь, несколько глав, насытишь сполна свой интерес до судьбы полюбившихся персонажей, да и отложишь книгу обратно на полку, до времени, когда соскучишься по ней вновь.
Для меня такой книгой стала «Триумфальная арка» Э.М. Ремарка, читал я её около года, но с особым трепетом и благоговением, дорожа каждым предложением так же, как дорожишь каждой минутой, проведённой в обществе дорого сердцу человека. И вот, дочитывая её намедни, я испытывал назойливую грусть, перелистывая последние страницы, мысленно прощался с её героями как с лучшими друзьями, испытывая неутомимое беспокойство о дальнейшей судьбе Равика и Морозова.
герр Михаэль
Ладно, футурологический боян.. но хороший боян!

Допустим, имеется ввиду не классическая литература, которая учит доброму и вечному, а беллетристика. В общем:
"чем сильнее произведение, тем глубже это погружение в чужое бытие" В том и дело, что чем глубже уходит читатель в повествование, тем более подвержен он "чарам бытия" героя, тем более он склонен самоотождествляться с ним. Умело подобраные положительные (никому не приятно узнавать свои отрицательнык стороны) черты импонируют читателю. И мировоззренческий каркас постепенно заслоняет виртуальный образ героя. В принципе, сформировавшаяся личность этому мало подвержена (в чем суть ваших возражений), но слабая индивидуальность на фоне своей серости - пожалуйста. Чем ярче образ, тем легче стираются собственные индивидуальные черты. Но книгой трудно достичь такого эффекта (кто сейчас книги читает), массмультимедиа с гораздо большей легкостью поражает воображение. А к чему ведет такое обезличивание массы - уже дело фантазии футурологического бояна)

П.С. никто кроме отметившихся граждан не прочитал чтоли??
Kaarina
Цитата(Skijegerbataljon)
что при прочтении текста происходит не только вольное/невольное соотнесение диктуемых автором ценностных установок с мировоззрением читателя, но и фантазерское проецирование некоторых сюжетных ходов на плоскость окружающей действительности.
Бахтин говорил о том, что история и общество являются тем, что может “прочитано” как текст. Таким образом, это привело к восприятию человеческой культуры как единого “интертекста”, который, в свою очередь, служит как бы "предтекстом" любого вновь появляющегося текста.

Ю. Кристева (французская исследовательница литературы и языка. Родилась в Болгарии, с 1960-х годов живет во Франции. Представительница структурализма. Ученица Р. Барта, пропагандист и истолкователь идей М. М. Бахтина.) также считает, что текст можно рассматривать как общество. Она вводит новое понятие текста, называет его"транссемиотичной вселенной, конгломератом всех смысловых систем, культурным художественным кодом" .
герр Михаэль
Цитата(Skijegerbataljon)
На эту же тему есть статья "Биологические предпосылки концепции Золотого Миллиарда" (вроде так). Интересная статья.

Немного заоффтопил. Упомянутя статья об информации в целом. Можете не читать.

Ссылку/автора!

П.С. Немного заоффтопил - создавай новую тему :) (хотя знаем мы ваши темы) единственно, захотели бы люди обсуждать.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.